История храма святителя Николая в Бирюлёво, уникальной деревянной церкви, построенной в 1957 году

Православный Храм Святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве имеет свою уникальную, неповторимую историю.

14 декабря 1924 года храм был освящён в честь святого Николая Чудотворца. Первый настоятель храма, отец Василий Конардов, ныне мученик, был расстрелян 11 декабря 1937 года на Бутовском полигоне. Храм был построен по просьбе жителей рабочего посёлка рядом со станцией Бирюлёво, подавших ходатайство о том, что они хотели бы возвести церковь вместо прежней, домовой, при железнодорожном училище, которая была закрыта, а позже снесена.

И вот на поселковом кладбище (эту землю выделила власть) появился небольшой деревянный храм, освящённый во имя Николая Чудотворца по благословению патриарха Тихона. Таким образом, новый храм был освящён именно в честь небесного покровителя нашего убиенного святого царя-мученика, ставшего благодетелем и бирюлёвских железнодорожников.

Нужно сказать, что во времена советской власти, когда церкви и монастыри повсеместно уничтожались, на территории нашей страны всё равно иногда строились храмы. Тихий бирюлёвский, возведённый на кладбище в 1924 году – один из них. К сожалению, в канун Святой Пасхи, 1 марта 1956 года, он сгорел, по официальной версии из-за замыкания электрической проводки.

Новый храм

1956-ой год – это уже преддверье хрущёвских гонений на Православие, поэтому, когда верующие опять обращаются к властям с просьбой вновь отстроить храм, приходит отказ, обоснованный тем, что пожар уничтожил не всё вокруг, а уцелели хозяйственные постройки и небольшая сторожка, в которой после пожара проходило Пасхальное богослужение 1956-го года. Власти мотивировали свой отказ тем, что в посёлке Бирюлёво уже имелся молитвенный дом. Под «молитвенным домом» имелась в виду та самая уцелевшая сторожка.

А дальше история Никольского храма становится созвучной истории ранних христиан. Маленькую деревянную сторожку тайно, по ночам, в кратчайшие сроки достраивают со всех сторон. Из деревянной рабочей сторожки она преображается в один из красивейших храмов советской Москвы, в памятник архитектуры деревянного зодчества советского периода.

Сам храм построен по принципу римской базилики – боковые приделы (нефы) отделены от центрального ионическими колоннами искусной работы. Как в многосложном литературном произведении явно и скрыто процитированы классические античные тексты, так в этом красивейшем храме, в его изысканном убранстве, процитированы раннехристианские мотивы в виде римских базилик и колонн при типично русском аскетическом фасаде.

Храм строили сами прихожане, тайно, из-за большого риска в те безбожные годы. Москвичи отдавали храму свои домашние иконы. Старинная икона прп. Серафима Саровского – одно из этих пожертвований. Уникальный иконостас был собран искусствоведом-реставратором Рыбаковым из частей растерзанных иконостасов закрытых храмов.

А вот определение из воспоминаний архиепископа Арсения, ныне митрополита Липецкого и Задонского: «В этом храме иконостас и иконы –мученики».

Вот и получается, что скромная деревянная церковь в Бирюлёве стала вместилищем тайной, а потом и явной христианской жизни Москвы и Подмосковья, своего рода летописью или музеем.

Ещё живы дети тех, кто строил и благоукрашал этот храм. В храме ещё до пожара началось служение истинного пастыря, протоиерея Алексия Петровича Байкова (1929-2017), имевшего глубокий авторитет среди прихожан и множество духовных чад, проживавших не только в Бирюлёве, но и по двум железным дорогам, для которых этот храм был наиболее доступным.

Для Батюшки это было единственное место служения от хиротонии до кончины, он прослужил в этом храме более 60-ти лет. Усердно молился о тех, о ком просили, долгие годы был наиболее усердным клириком как в храмовом служении, так и в совершении треб, на которые, не считаясь с усталостью, ездил далеко от Москвы, как по Павелецкой, так и по Курской железным дорогам. Именно он взрастил современное поколение прихожан, внушил им любовь к молитве, привил тягу к храмовому богослужению, сохранял семьи.

Влиянием его неутомимых рассказов с амвона и поучений можно объяснить тот факт, что Никольский храм в Бирюлёве очень дорог огромному множеству как постоянных прихожан Бирюлёвского храма, так и прихожан других храмов Москвы и Подмосковья, которые нередко посещают и этот храм. Все они чувствуют себя носителями той веры и той надежды, с которой православные христиане совершали подвиг создания этого уникального и воистину неповторимого храма.

Автор: Екатерина Садур

Комментарии

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *