Некоторые евангельские истины, по мнению светских людей, неисполнимы,
хотя они и доступны человеческому разуму. К таким истинам надо отнести
учение Христа о том, что для каждого дня нашей жизни довольно своей
заботы и поэтому не следует заботиться о завтрашнем дне. Эта истина
совершенно отвергается людьми, обремененными семьями, делами, службой
или имуществом. Но странно, однако, что светские люди забывают при
этом исторические факты и что не может существовать такой евангельской
истины, которая бы не оправдывалась в жизни христиан и не подтверждалась
на примерах. Неблагоразумно, да и несправедливо отвергать жизнеописания
многочисленных христианских подвижников.
Действительно, заботились ли святители, преподобные, бессребреники
и многочисленные подвижники Русской земли об одежде, пище, о жилище,
безопасности среди своих врагов? Искали ли власти, чести, средств
к существованию? Нуждались ли в чем? Нет, они пользовались всем
и сами помогали неимущим; заботились лишь о делах небесных, духовных,
о благочестии и спасении души, решительно отрекались от дел мира
и следовали слову Христа: "Ищите же прежде Царствия Божия
и правды Его и сия вся приложатся вам" (Мф 6,33). И многие
другие прославились на весь мир своею жизнью, хотя были люди женатые,
семейные и со средствами. Следовательно, подобная жизнь возможна
всем христианам, и сомнения нашего светского разума есть клевета
и хула на евангельскую истину
Чем только не оправдываются светские люди!' Будто бы Евангелие требует
удаления в пустыню и отречения от мира, созданного, однако, для
пользования людей, пища, одежда, жилище, знание и обучение не могут
явиться сами собою, и, по определению Божию, люди должны работать
в поте лица и добывать себе необходимое.
О слепота духовная! Искание Царствия Божия не есть удаление в пустыню
или совершенное отречение от мира. Такого требования не мог предъявить
Господь, обличавший людей, что между ними много званных, но мало
избранных. Удаление от мира для спасения своей души и для службы
Богу — это одно, а искание Царствия Божия — другое. Отречение возможно
по особому призыву Божиему вследствие ниспослания избранникам особого
величайшего дара Божия. Человек не может по своему произволу отречься
от мира, что подтверждается жизнью апостолов и других святых. Святитель
Филарет Московский говорит: "Благо тому, кто сей дар обрел,
с чистым расположением принял, хранит верно, употребляет деятельно!
Это дар не для всех!"
Иное дело — искание Царствия Божия, оно учит достижению того, чтобы
дела мирские и земные не препятствовали делу духовному и небесному.
Поэтому Христос и сказал, что надо прежде всего искать Царствия
Божия и правды Его, а потом уже заботиться о своих земных делах,
которые по милосердию Божию сами приложатся, устроятся, когда человек
исполнением Христовых заповедей докажет свою любовь к Богу и стремление
спасти душу свою. Следовательно, искание Царствия Божия не препятствует
заниматься без вреда для дела духовного делами земными, исполнением
своих обязанностей по службе, в семье, приобретением познаний в
науках и прославлением Отца Небесного в труде и благотворениях.
Христианская жизнь требует только, чтобы впереди всех дел были поставлены
заботы о душе и о будущей, вечной жизни.
Как искать Царствия Божия? Не плотию, не на земле и не делами мира
ищется Царствие Божие, но духом, сердцем, мыслию в небесном пространстве,
горячею молитвою, воздыханиями, у ног Спасителя, коленопреклоненно
пред Преблагословенною Материю Божиею. Молитвы, возношения духом
не могут мешать заботам о семье, о хлебе насущном, работе и изучению
наук и искусств. Но чтобы сердце могло найти путь и достигнуть врат
Царствия Божия, оно должно быть чисто, свободно от страстей, подобно
тем, которые блаженствуют в Царствии Божием Такое очищенное, освященное
сердце есть жилище Духа Святого, а потому Христос и сказал фарисеям:
"Се бо Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк. 17,
21). Итак, искание Царствия Божия есть устроение в сердце своем
жилища Святому Духу.
Ищите правды Его. Но что такое правда Царствия Божия? Это, конечно,
истина во всем, всегда, везде! Каждое слово Евангелия есть величайшая
правда, а потому желать усвоить себе слово Божие — значит искать
правды.
Когда же ради Спасителя, вечной Истины, мы будем служить правде,
существовать ею, обучать и воспитывать детей правдой, истинно любить
и поддерживать любовь правдой, когда изгоним из сердца лицемерие,
мечтание о земном счастии, величии, богатстве, ибо все это ложь
и прах, то возможно ли допустить, чтобы правда Божия не воздала
нам сторицею за все и не оправдала слов Христа: "И сия вся
приложатся вам!"
Ищите же Царствия Божия, по слову Христа! Прежде славьте Бога, благодарите
и испрашивайте наставления, а потом заботьтесь о своих желаниях
и решениях! Прежде согрейте свои сердца любовию ко Господу и ближним,
любовию деятельною и живою, а потом получайте власть над ближними
и становитесь их руководителями! Прежде познайте свою немощь, готовность
ежеминутно преступить заповеди, свое бессилие в борьбе со страстями,
а потом делайтесь решителями судеб, блюстителями порядка и закона.
Прежде верьте, надейтесь и любите, а потом называйтесь именем ученика
Христова
Аминь.
Слово священномученика Серафима (Чичагова) в Богородичный праздник.