Повесть
о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра
Во
имя господа нашего Иисуса Христа, сына Божия.
Я,
жалкий и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь описать житие
святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволодова. Поскольку
слышал я от отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его,
то рад был поведать о святой, и честной, и славной жизни его. Но
как сказал Приточник [1 ]:
«В лукавую душу не войдет премудрость: ибо на возвышенных
местах пребывает она, посреди дорог стоит, при вратах людей знатных
останавливается». Хотя и прост я умом, но все же начну, помолившись
святой Богородице и уповая на помощь святого князя Александра.
Сей князь
Александр родился от отца милосердного, и человеколюбивого,
и более всего — кроткого, князя великого Ярослава, и от матери
Феодосии [2 ].
Как сказал Исайя-пророк: «Так говорит господь:
“Князей я ставлю, священны ибо они, и я их веду”». И воистину
— не без Божьего повеления было княжение его.
И
красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе,
лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым
царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему
бог премудрость Соломона, храбрость же его—как у царя римского Веспасиана,
который покорил всю землю Иудейскую. Однажды приготовился тот к
осаде города Иоатапаты, и вышли горожане, и разгромили войско его.
И остался один Веспасиан, и повернул выступивших против него к городу,
к городским воротам, и посмеялся над дружиною своею, и укорил ее,
сказав: «Оставили меня одного» [3 ].
Так же и князь Александр — побеждал, но был непобедим.
Как-то
один из именитых мужей Западной страны [4 ],
из тех, кто называют себя слугами Божьими [5 ],
пришел, желая видеть зрелость силы его, как в древности
приходила к Соломону царица Савская [6 ],
желая послушать мудрых речей его. Так и этот, по
имени Андреаш [7 ],
повидав князя Александра, вернулся к своим и сказал:
«Прошел я страны, народы и не видел такого ни царя среди царей,
ни князя среди князей».
Услышав
о такой доблести князя Александра, король страны Римской из северной
земли [8 ]
подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову».
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими,
двинулся с огромным войском, пылая духом ратным. И пришел в Неву,
опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород
к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь
и разоряю землю твою».
Александр
же, услышав такие слова, разгорелся сердцем и вошел в церковь святой
Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами:
«Боже славный, праведный, Боже великий, сильный, Боже превечный,
сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, Ты повелел
жить, не преступая чужих границ». И, припомнив слова пророка, сказал:
«Суди, Господи, обидевших меня и огради от борющихся со мною, возьми
оружие и щит и встань на помощь мне».
И,
окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ
же был тогда Спиридон [9 ],
он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя
из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: «Не
в силе Бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: “Одни
с оружием, а другие на конях, мы же имя господа бога нашего призовем;
они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо”» [10 ].
Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною,
не дожидаясь своего большого войска, но уповая на Святую Троицу.
Скорбно
же было слышать, что отец его, князь великий Ярослав не знал о нашествии
на сына своего, милого Александра, и ему некогда было послать весть
отцу своему, ибо уже приближались враги. Потому и многие новгородцы
не успели присоединиться, так как поспешил князь выступить. И выступил
против них в воскресенье пятнадцатого июля, имея веру великую к
святым мученикам Борису и Глебу.
И
был один муж, старейшина земли Ижорской [11 ],
именем Пелугий, ему поручена была ночная стража
на море. Был он крещен и жил среди рода своего, язычников, наречено
же имя ему в святом крещении Филипп, и жил он богоугодно, соблюдая
пост в среду и пятницу, потому и удостоил его Бог видеть видение
чудное в тот день. Расскажем вкратце.
Узнав
о силе неприятеля, он вышел навстречу князю Александру, чтобы рассказать
ему о станах врагов. Стоял он на берегу моря, наблюдая за обоими
путями, и провел всю ночь без сна. Когда же начало всходить солнце,
он услышал шум сильный на море и увидел один насад [12 ],
плывущий по морю, и стоящих посреди насада святых
мучеников Бориса и Глеба в красных одеждах, держащих руки на плечах
друг друга. Гребцы же сидели, словно мглою одетые. Произнес Борис:
«Брат
Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру».
Увидев такое видение и услышав эти слова мучеников, Пелугий стоял,
трепетен, пока насад не скрылся с глаз его.
Вскоре
после этого пришел Александр, и Пелугий, радостно встретив князя
Александра, поведал ему одному о видении. Князь же сказал ему: «Не
рассказывай этого никому».
После
того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была
сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество,
а на лице самого короля оставил след острого копья своего.
Проявили
себя здесь шесть храбрых, как он, мужей из полка Александра.
Первый
— по имени Гаврило Олексич. Он напал на шнек [13 ]
и, увидев королевича, влекомого под руки, въехал
до самого корабля по сходням, по которым бежали с королевичем, преследуемые
им. Тогда схватили Гаврилу Олексича и сбросили его со сходен вместе
с конем. Но по Божьей милости он вышел из воды невредим, и снова
напал на них, и бился с самим воеводою посреди их войска.
Второй,
по имени Сбыслав Якунович, новгородец. Этот много раз нападал на
войско их и бился одним топором, не имея страха в душе своей; и
пали многие от руки его, и дивились силе и храбрости его.
Третий
— Яков, родом полочанин, был ловчим у князя. Этот напал на полк
с мечом, и похвалил его князь.
Четвертый
— новгородец, по имени Меша. Этот пеший с дружиною своею напал на
корабли и потопил три корабля.
Пятый—из
младшей дружины, по имени Сава. Этот ворвался в большой королевский
златоверхий шатер и подсек столб шатерный. Полки Александровы, видевши
падение шатра, возрадовались.
Шестой—из
слуг Александра, по имени Ратмир. Этот бился пешим, и обступили
его враги многие. Он же от многих ран пал и так скончался.
Всё
это слышал я от господина своего великого князя Александра и от
иных, участвовавших в то время в этой битве.
Было
же в то время чудо дивное, как в прежние дни при Езекии-царе. Когда
пришел Сеннахирим, царь ассирийский, на Иерусалим, желая покорить
святой град Иерусалим, внезапно явился ангел Господень и перебил
сто восемьдесят пять тысяч из войска ассирийского, и, встав утром,
нашли только мертвые трупы [14 ].
Так было и после победы Александровой: когда победил
он короля, на противоположной стороне реки Ижоры, где не могли пройти
полки Александровы, здесь нашли несметное множество убитых ангелом
Господним. Оставшиеся же обратились в бегство, и трупы мертвых воинов
своих набросали в корабли и потопили их в море. Князь же Александр
возвратился с победою, хваля и славя имя своего творца.
На
второй же год после возвращения с победой князя Александра вновь
пришли из Западной страны и построили город на земле Александровой [15 ].
Князь же Александр вскоре пошел и разрушил город
их до основания, а их самих — одних повесил, других с собою увел,
а иных, помиловав, отпустил, ибо был безмерно милостив.
После
победы Александровой, когда победил он короля, на третий год, в
зимнее время, пошел он с великой силой на землю псковскую, ибо уже
был взят немцами город Псков. И пришли немцы к Чудскому озеру, и
встретил их Александр, и изготовился к бою, и пошли они друг против
друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов.
Отец Александра, Ярослав, прислал ему на помощь младшего брата Андрея
с большою дружиною. Да и у князя Александра было много храбрых воинов,
как в древности у Давида-царя, сильных и стойких. Так и мужи Александра
исполнились духа ратного, ведь были сердца их, как сердца львов,
и воскликнули: «О княже наш славный! Ныне пришло нам время положить
головы свои за тебя». Князь же Александр воздел руки к небу и сказал:
«Суди меня, Боже, рассуди распрю мою с народом неправедным и помоги
мне, господи, как в древности помог Моисею одолеть Амалика [16 ],
а прадеду нашему Ярославу окаянного Святополка» [17
].
Была
же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была
сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов
мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно
льда, ибо покрылось оно кровью.
А
это слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел воинство
Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так победил врагов
помощью Божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их,
гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться. Здесь прославил
Бог Александра пред всеми полками, как Иисуса Навина у Иерихона [18 ].
А того, кто сказал: «Захватим Александра»,—отдал
Бог в руки Александра. И никогда не было противника, достойного
его в бою. И возвратился князь Александр с победою славною, и было
много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называет
себя «божьими рыцарями».
И
когда приблизился князь к городу Пскову, то игумены и священники,
и весь народ встретили его перед городом с крестами, воздавая хвалу
Богу и прославляя господина князя Александра, поюще ему песнь: «Ты,
Господи, помог кроткому Давиду победить иноплеменников и верному
князю нашему оружием веры освободить город Псков от иноязычников
рукою Александровой».
И
сказал Александр: «О невежественные псковичи! Если забудете это
до правнуков Александровых, то уподобитесь иудеям, которых питал
Господь в пустыне манною небесною и перепелами печеными, но забыли
всё это они и Бога своего, избавившего их от плена египетского».
И
прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор
Араратских, и по ту сторону моря Варяжского [19 ]
и до великого Рима.
В
то же время набрал силу народ литовский и начал грабить владения
Александровы. Он же выезжал и избивал их. Однажды случилось ему
выехать на врагов, и победил он семь полков за один выезд и многих
князей их перебил, а иных взял в плен; слуги же его, насмехаясь,
привязывали их к хвостам коней своих. И начали они с того времени
бояться имени его.
В
то же время был в восточной стране сильный царь [20 ],
которому покорил Бог народы многие от востока
и до запада. Тот царь, прослышав о такой славе и храбрости Александра,
отправил к нему послов и сказал: «Александр, знаешь ли, что Бог
покорил мне многие народы. Что же — один ты не хочешь мне покориться?
Но если хочешь сохранить землю свою, то приди скорее ко мне и увидишь
славу царства моего».
После
смерти отца своего пришел князь Александр во Владимир в силе великой.
И был грозен приезд его, и промчалась весть о нем до устья Волги.
И жены моавитские [21 ]
начали стращать детей своих, говоря: «Вот идет
Александр!»
Решил
князь Александр пойти к царю в Орду, и благословил его епископ Кирилл.
И увидел его царь Батый, и поразился, и сказал вельможам своим:
«Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему». Почтив же его
достойно, он отпустил Александра.
После
этого разгневался царь Батый на меньшего брата его Андрея и послал
воеводу своего Неврюя разорить землю Суздальскую [22 ].
После разорения Неврюем земли Суздальской князь
великий Александр воздвиг церкви, города отстроил, людей разогнанных
собрал в дома их. О таких сказал Исаия-пророк: «Князь хороший в
странах — тих, приветлив, кроток, смиренен — и тем подобен Богу».
Не прельщаясь богатством, не забывая о крови праведников, сирот
и вдов по правде судит, милостив, добр для домочадцев своих и радушен
к приходящим из чужих стран. Таким и Бог помогает, ибо Бог не ангелов
любит, но людей, в щедрости своей щедро одаривает и являет в мире
милосердие свое.
Наполнил
же бог землю Александра богатством и славою, и продлил бог дни его.
Однажды
пришли к нему послы от папы из великого Рима [23 ]
с такими словами: «Папа наш так говорит: “Слышали
мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому
и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух умнейших — Агалдада
и Гемонта, чтобы послушал ты речи их о законе божьем”».
Князь
же Александр, подумав с мудрецами своими, написал ему такой ответ:
«От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения
народов до начала Авраама, от Авраама до прохождения израильтян
сквозь море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от
начала царствования Соломона до Августа и до Христова рождества,
от рождества Христова и до распятия его и воскресения, от воскресения
же его и вознесения на небеса и до царствования Константинова, от
начала царствования Константинова до первого собора и седьмого [24 ]
— обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения
не примем». Они же возвратились восвояси.
И
умножились дни жизни его в великой славе, ибо любил священников,
и монахов, и нищих, митрополитов же и епископов почитал и внимал
им, как самому Христу.
Было
в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя
их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к
царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды.
А
сына своего Дмитрия послал в Западные страны, и все полки свои послал
с ним, и близких своих домочадцев, сказав им:
«Служите
сыну моему, как самому мне, всей жизнью своей». И пошел князь Дмитрий
в силе великой, и завоевал землю Немецкую, и взял город Юрьев, и
возвратился в Новгород со множеством пленных и с большою добычею [25 ].
Отец
же его, великий князь Александр, возвратился из Орды от царя и дошел
до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец, разболелся.
О горе тебе, бедный человек! Как можешь описать кончину господина
своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не вырвется
сердце твое с корнем! Ибо отца оставить человек может, но доброго
господина нельзя оставить; если бы можно было, то в гроб бы сошел
с ним.
Много
потрудившись Богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо
имел безмерное желание принять ангельский образ. Сподобил же его
Бог и больший чин принять — схиму. И так с миром Богу дух свой предал
месяца ноября в четырнадцатый день, на память святого апостола Филиппа.
Митрополит
же Кирилл говорил: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли
Суздальской»» Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые и все
люди восклицали: «Уже погибаем!»
Святое
же тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит же, князья
и бояре, и весь народ, малые и большие, встречали его в Боголюбове
со свечами и кадилами. Люди же толпились, стремясь прикоснуться
к святому телу его на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и плач,
каких никогда не было, даже земля содрогнулась. Положено же было
тело его в церкви Рождества святой Богородицы, в великой архимандритье [26 ],
месяца ноября в 24 день, на память святого отца
Амфилохия.
Было
же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое
тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит
хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную [27 ].
Он же, будто живой, простер руку свою и принял
грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и едва отступили
они от гробницы его. Об этом возвестили всем митрополит и эконом
Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его было мертво,
и везли его из дальних краев в зимнее время.
И
так прославил Бог угодника своего.
Примечания:
1
Приточник — от слова «притча» — библейский царь Соломон, известный
иносказательной формой своих рассказов. 2 Феодосия, мать Александра Невского, долгое время
считалась дочерью известного князя Мстислава Удалого. В действительности
дочерью Удалого была вторая жена Ярослава Всеволодовича, Феодосия
же — третья. 3 Веспасиан Тит Флавий (9—79 гг.) — римский император.
Будучи полководцем при Нероне, за два года покорил почти всю Иудею.
Далее рассказывается об осаде Веспасианом крепости Иоатапаты во
время Иудейской войны (66—73 гг.). Эпизод был хорошо известен в
книжной среде Руси по многочисленным переложениям книги Иосифа Флавия
«Иудейская война». 4 Западная страна — Ливония. 5 Слуги Божьи — орденские рыцари. 6 По библейской легенде, царица южноаравийского
государства Савы, наслышавшись о необычайной мудрости Соломона,
решила лично убедиться в достоверности слухов и совершила поездку
в столицу Соломона — Иерусалим. 7 Андрей фон Фельтен — магистр Ливонского ордена. 8 Король страны Римской (католической веры) из северной
земли — шведский король Эрик Эриксон (Картавый). В походе 1240 г.
во главе шведского войска стоял, согласно русским летописям, не
он, а его зять ярл Биргер. 9 Новгородский архиепископ Спиридон (1229—1249). 10 Песнотворец — имеется в виду библейский царь
Давид, которому приписывается авторство одной из книг Библии — Псалтыри,
состоящей из ста пятидесяти псалмов (песнопений). 11 Ижорская земля находилась в районе Невы и подчинялась
Новгороду, часть ее населения приняла христианство. Имя «старейшины»
в рукописных текстах передается в разных, но узнаваемых вариантах. 12 Насад — тип речного судна. 13 Шнек — вид судна. 14 Езекия — по Библии, тринадцатый иудейский царь,
сын Ахава. В его правление ассирийский царь Сеннахирим захватил
всю Иудею, непокоренным остался лишь Иерусалим. Согласно библейской
легенде, при осаде Иерусалима и произошло чудо, о котором говорится
в тексте. 15 Крепость Копорье, недалеко от Финского залива,
была построена ливонцами в 1241 г. на земле, принадлежащей Новгороду. 16 Моисей — библейский пророк, выведший, согласно
легенде, израильтян из Египта. На пути их в Палестину Амалик, вождь
амаликитян, занимавших земли между Египтом и Палестиной, оказал
сопротивление израильтянам. Только благодаря чудесному действию
молитвы Моисея Амалику не удалось одержать победу. 17 Ярослав Владимирович Мудрый отомстил Святополку
Окаянному за убийство братьев Бориса и Глеба. В 1019 г. на реке
Альте, там, где был убит Борис, Ярослав разбил войско Святополка. 18 По библейской легенде, крепостные стены Иерихона,
одного из древнейших городов Палестины, обрушились от криков и звука
труб осаждавшего их израильского войска во главе с Иисусом Навином. 19 Хонужское и Варяжское — Каспийское и Балтийское
моря. 20 Имеется в виду хан Батый. Александр ездил к
нему значительно позже, в 1246—1247 гг. 21 Моавитяне — племя, враждебное израильтянам,
жившее на территории Палестины, потомки Лота. Здесь: татары. 22 Неврюево нашествие на Владимро-Суздальскую землю
произошло в 1252 г. Ханом Золотой орды в это время был уже не Батый,
а Сартак. 23 По-видимому, речь идет об одной из попыток папы
Иннокентия IV подчинить католическому Ватикану Русь: за переход
в католичество Иннокентий IV обещал помочь Руси в борьбе против
Орды. 24 Первый вселенский собор был в 325 г., седьмой
— в 787 г. в Никее. 25 О результатах поездки Александра в Орду ничего
не известно, хотя, возможно, ему удалось избежать посылки воинских
контингентов к татарам, так как полки были под Юрьевом. 26 Александр Невский был погребен в монастыре Рождества
Богородицы во Владимире. До середины XVI в. Рождественский монастырь
считался первым монастырем Руси, «архимандритьей великой». 27 Во время обряда погребения читается разрешительная
молитва о прощении грехов. Текст ее после чтения клали в гроб.
«Повесть
о житии Александра Невского» — памятник древнерусской литературы
XIII в. В рукописях он не имеет устойчивого названия и именуется
«житием», «словом» или «повестью о житии». Это произведение представляет
собою княжескую биографию, соединяющую в себе черты воинской повести
и жития. Составление «Жития Александра Невского» относят к 80-м
гг. XIII в. и связывают с именами Дмитрия Александровича, сына Александра
Невского, киевского и владимирского митрополита Кирилла, с Владимиром,
с монастырем Рождества богородицы, где было погребено тело князя.
Здесь в XIII в. начинается почитание князя как святого и возникает
первая редакция его жития. Автор «Жития», книжник из окружения митрополита
Кирилла, называющий себя современником князя, свидетелем его жизни,
по своим воспоминаниям и рассказам соратников Александра Невского
создает жизнеописание князя, прославляющее его воинские доблести
и политические успехи. В исторической науке существует целый ряд
версий относительно авторства данного памятника, однако ни одна
из них не может считаться доказанной. На протяжении нескольких веков
Владимирская редакция «Жития Александра Невского» переписывалась
и перерабатывалась (существует более пятнадцати его редакций). Публикуется
текст первой редакции «Жития Александра Невского» («Повесть о житии
и о храбрости Александра Невского») по одному (всего их 13) из древнейших
списков, который датируется концом XV в. Отсутствующие в этом списке
эпизод о шести храбрецах и рассказ о чуде за Ижорой внесены по тексту
жития в Лаврентьевской летописи. По этому же тексту исправляются
явные ошибки списка, взятого за основной. Переложение на современный
русский язык и часть примечаний Н.Охотниковой.