Источник: журнал
"Россия Православная" , №1 2003 г.
XVIII
век - непростое время для Русской Православной Церкви и, особенно,
для монашества. Сотни обителей по всей Руси были в это время упразднены.
И тем символичнее представляется факт основания в Петровскую эпоху
одного из самых значительных русских монастырей - Александро-Невской
Лавры.
ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ
Этот монастырь расположен на том месте, где святой благоверный князь
Александр Невский разгромил шведскую армию, вступившую в российские
пределы. Прошло почти 500 лет, и другой победитель шведов - Император
Петр, прорубая "окно в Европу", основал обитель в память
о своем великом предшественнике и небесном покровителе. По его замыслу,
монастырь должен был освятить новую столицу - Санкт-Петербург.
В журнале Петра за июль 1710 года отмечено: "Государь, будучи
в Петербурге, осматривал места, где указал строить монастырь во
имя Святой Троицы и святого Александра Невского". В 1713-14
годы на месте будущей Лавры выстроили деревянную Благовещенскую
церковь, ставшую первым храмом новой обители, а затем началось строительство
каменных храмов, продолжавшееся почти весь XVIII век. Петр I посвятил
новоустроенный монастырь Святой Живоначальной Троице и святому благоверному
князю Александру Невскому, честные мощи которого находились во Владимирском
Рождественском монастыре, основанном в XII веке великим князем Всеволодом
Большое Гнездо. Рождественский монастырь во Владимире долгое время
считался первым среди русских монастырей. В правление Царя Иоанна
Грозного первенство перешло к Лавре преподобного Сергия Радонежского.
Петр Великий, желая возвысить Александро-Невский монастырь, а с
ним и новую столицу, издал Указ, гласивший: "Обретающиеся во
Владимирском Рождественском монастыре мощи святого благоверного
великого князя Александра Невского перенести в Александровский монастырь".
11 апреля 1723 года древняя столица Руси г. Владимир огласился звоном
колоколов. В этот день,
после совершения Божественной литургии, рака с мощами святого Александра
Невского была помещена в ковчег и в сопровождении настоятеля Рождественского
монастыря архимандрита Сергия двинулась, несомая руками, к северной
столице России.
Некрополь Богородице Рождественского монастыря во Владимире. Гробница
святого благоверного великого князя Александра Невского. Более четырех
веков здесь находились его святые мощи
30 августа 1724 года, в третью годовщину заключения Ништадт-ского
мира, святыня достигла Петербурга, где процессию встретил сам Император.
Под пушечный салют и звон колоколов мощи были помещены в освященную
к этому событию церковь во имя святого благоверного князя Александра
Невского. Когда закончилось строительство главного монастырского
храма - собора Святой Живоначальной Троицы, - туда торжественно
перенесли мощи великого князя. Над ними, в 1752 году, по указу Царицы
Елизаветы Петровны, установили новую серебряную раку с надписями
М.В. Ломоносова. В 1922 году мощи святого Александра Невского были
кощунственно вскрыты и помещены в музей атеизма, а серебряная рака
передана в Эрмитаж. Лишь летом 1989 года святыню возвратили Русской
Православной Церкви.
СВЯТАЯ ОБИТЕЛЬ
Первым настоятелем Александ-ро-Невского монастыря Петр Великий поставил
хутынского архимандрита Феодосия (Яновского), который в 1720 году
был рукоположен в сан митрополита Новгородского. С этого времени
Александре-Невская обитель превращается в резиденцию новгородских,
а затем и петербургских архиереев.
В 1797 году Император Павел I возвел своим указом Александро-Невский
монастырь в достоинство Лавры. В древности лаврами именовались крупнейшие
монастыри, такие, как обители Феодосия Великого и Саввы Освященного
в Палестине или монастырь святого Афанасия на Афоне, часто именуемый
Великой Лаврой. После монастырской реформы, проведенной Императрицей
Екатериной II в 1763-64 годы, только две русские обители получили
почетное наименование Лавры - Киево-Печерская и Троице-Сергиева.
Третьей Лаврой империи стал Петербургский Александро-Невский монастырь,
четвертой (1833 г.) - Успенская Почаевская обитель на Волыни.
ПОДВИЖНИКИ ЛАВРЫ
Горячий поборник всего нового, Император Петр I хотел видеть свой
монастырь центром духовного просвещения России. По Высочайшему указу
1719 года при обители была создана первая в новой столице типография,
в 1721-м -школа, в 1726-м, на ее основе, - семинария. В 1788 году
Александро-Невская Славяно-греко-латинская семинария была преобразована
в Главную семинарию, а в 1797 году - в Александро-Невскую академию.
По указу Императора Павла I новая академия, наравне с существовавшими
Киевской и Московской, а также с новоучрежденной Казанской, стала
высшим богословским учебным заведением.С ним связаны имена крупных
ученых-богословов и историков Церкви. Так, в 1800-1804 годах префектом
академии был архимандрит Евгений (Болховитинов), будущий митрополит
Киевский и Галицкий, крупнейший церковный историк первой половины
XIX века. Другой выдающийся инок-ученый, знаменитый востоковед архимандрит
Иоакинф (Бичурин), в 1807-20 годы глава русской духовной миссии
в Пекине, поселившись в Александро-Невской обители, подготовил здесь
к изданию свои труды. После кончины он был погребен на Лазаревском
кладбище монастыря.
Главным украшением любой обители служат достигшие духовного совершенства
иноки-аскеты. В Лавре начинал свой духовный путь Феодор (в миру
Иоанн) Ушаков, ныне причисленный к лику святых. Десять лет, до перехода
в Саров, провел старец в Петербурге, прославившись праведной богоугодной
жизнью. Другими известными подвижниками Лавры были схимонах Досифей
и его ученик Варлаам. Впоследствии Варлаам стал Тобольским архиереем,
где снискал любовь и уважение своей паствы. В начале XIX века получил
большую известность лаврский старец Алексий. К этому схимнику перед
отправлением в г. Таганрог приезжал Император Александр I. Войдя
в келью, он увидел черный гроб. "Смотри, -сказал ему схимник,
- вот постель моя, и не моя только, а постель всех нас: в ней все
мы, Государь, ляжем и будем спать долго". Император имел разговор
со старцем, после которого сказал сопровождающему его митрополиту
Серафиму (Глаголеву): "Многие длинные и красноречивые речи
слышал я, но ни одна не понравилась мне, как слова сего старца".
Император, посещая святые места, часто беседовал с благочестивыми
старцами.
АРХИТЕКТУРА ЛАВРЫ
Александро-Невская Лавра стала для новой столицы не только украшением
духовным, но и художественным. Архитектурный ансамбль соответствовал
самым высоким требованиям Северной Пальмиры. Первый "Генеральный
план строения" монастыря сделал знаменитый зодчий Доменико
Трезини. Из-за некоторого несоответствия проекта Трезини православным
традициям строительство затянулось до конца XVIII века. Переработав
проект Трезини, архитектор Швертфегер начал строительство монастырского
Троицкого собора. Но по нововозведенным стенам собора пошли трещины,
и его пришлось срочно разобрать. Нынешний собор начали строить в
1774 году по проекту Ивана Старова, и лишь через 16 лет, в 1790
году, этот величественный храм был освящен митрополитом Петербургским
Гавриилом (Петровым). Грандиозная архитектура собора сочеталась
с богатством внутреннего убранства. Стены храма украшали не только
иконы, но и картины знаменитых мастеров, среди которых были работы
Рубенса, Ван Дейка, Менгса и даже образ "Моление о чаше",
подаренный папой Пием VI Императрице Екатерине II, - ее последней
дар Александро-Невской Лавре.
Всего в Лавре было двенадцать храмов. Старейшей монастырской церковью
является выстроенная в 1717-22 годах по проекту Трезини двухэтажная
Благовещенская церковь, верхняя часть которой освящена во имя святого
благоверного князя Александра Невского. Церковь была усыпальницей
для особ Царствующего Дома. Там покоятся Анна Леопольдовна, сестра
Петра I Наталья Алексеевна. Симметрично Благовещенской церкви располагается
Николо-Феодоровская церковь, служившая усыпальницей для грузинских
царей, проживавших в России. Кроме того, в Лавре действовали храмы:
в честь Воскрешения Лазаря, во имя Архистратига Михаила, в честь
иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", Сошествия
Святого Духа, Тихвинской иконы Божией Матери, Успения Богородицы,
храм во имя святителя Николая Чудотворца, преподобного Исидора Пелусиота
и трапезная Покровская церковь.
Древнейшим монастырским кладбищем является Лазаревское, где похоронены
видные деятели науки и культуры. В XIX веке возникло Тихвинское
кладбище, в 1936 году почти полностью уничтоженное. К востоку, за
Троицким собором, располагались Никольское и Братское кладбища,
где и поныне происходят захоронения. В частности, там упокоился
подвижник недавнего времени митрополит Петербургский и Ладожский
Иоанн (Снычев).
После распада Советского Союза на территории Российской Федерации
осталось две Лавры: Троице-Сергиева и Александро-Невская. Трудно
переоценить их значение в деле духовного и государственного возрождения
нашей страны. Ведь, по слову святителя Димитрия Ростовского, молитвами
иноков Господь содержит мир сей.