В одном из
Псалмов святой пророк Давид, обращаясь к Богу, восклицает: “Благословиши
венец лета благости Твоея” (Пс. 64, 12). “Венец лета” означает
круг года. Эта глубокая мысль Псалма подчеркивает цикличность
нашего времени, его спиралевидную направленность в будущее. Об
этом постоянно свидетельствует Богослужение своим суточным, недельным
и годовым кругом чинопоследований. Данное изречение Псалмопевца
неоднократно используется в службе Новому лету и в молебне на
Новый год. Таким образом, начиная новый виток времени, Святая
Церковь рассматривает его как благость Божию и испрашивает у Господа
новых милостей на последующий год.
Новый год
— это точка отсчета времени, освященного христианскими праздниками,
памятями святых, а также молитвой к ним. И праздник Нового лета
есть начало Православного Месяцеслова. Начало времени положил
Сам Бог, пребывающий вне времени, когда Он сотворил сей видимый
мир. С этого момента начался отсчет времени.
Византийская
эра, принесенная к нам после Крещения Руси, вела отсчет от сотворения
мира, а Новый год отмечался первого марта. Первым двунадесятым
праздником тогда был праздник Благовещения, тропарь которого начинался
словами: “Днесь спасения нашего главизна...” В конце XV века Новый
год был перенесен на первое сентября. И поныне ежегодно в этот
день в православных храмах творится служба Новому лету, возносятся
молитвы, чтобы Господь ниспослал Свои милости и в наступающем
году. В песнопениях службы на этот день говорится: “Христе Боже
наш, Иже мудростию вся содеявый, и из не сущих во еже быти приведый,
благослови венец лета, и грады наша сохраняй невредны, и верныя
люди силою Твоею возвесели, победы дая на сопостаты, Богородицы
ради даруя миру велию милость”. Испрашивая у Бога милости, верующие
приносят Творцу свои подвиги и добродетели: “Начало Тебе лета
людие Твои приносят, ангельскими песньми славословяще Тя, Спасе”.
Возвращаясь к своим национальным истокам и вере отцов, мы должны
возродить значение церковного Нового года.
Когда же
заканчивался 1699 год, царь Петр I повелел перенести празднование
Нового года на первое января. Так появился у нас гражданский Новый
год, отмечаемый, как и в Европе, в январе. Но поскольку у нас
был Юлианский календарь, а на Западе с 1582 года — Григорианский,
то наш гражданский год “запаздывал”. “Догнали” мы Запад только
после революции. В результате этого Православное Рождество Христово
оказалось после праздника гражданского Нового года. Более того,
сам гражданский Новый год пришелся на праздник святого мученика
Вонифатия († 290).
В верующей
среде появилось тогда такое понятие, как “старый Новый год”, когда
вместо “советского” Нового года он праздновался тринадцать дней
спустя. Понятие “старый-новый год” звучит примерно как “холодный–горячий”
чай. Встает вопрос: каково должно быть отношение верующего человека
к гражданскому Новому году? Ответ прост: как и ко всем остальным
гражданским праздникам, которые к тому же не дублируются по старому
стилю. Отношение к праздникам показывает существенную разницу
между верующим человеком и неверующим. Верующий человек использует
всякий повод, чтобы помолиться, а неверующий — чтобы побыть навеселе.
Поэтому мы совершаем в канун Нового года молебен, подчеркивая
важность молитвы в жизни христиан и всего общества.
Можно говорить
о трех видах почитания святых. Первое — это тезоименитое почитание,
когда мы празднуем память своих небесных покровителей. Мы чтим
также святых, в дни памяти которых совершались знаменательные
события нашей жизни. Наконец, мы обращаемся к святым, которые
являются покровителями тех или иных видов нашей деятельности или
имеют благодать от Бога помогать нам в определенных случаях и
бедах. К святому мученику Вонифатию обращаются с просьбой избавить
от порока пьянства. “Усердное празднование” Нового года в день
его памяти является своего рода антипразднованием этого святого
мученика. Таким образом, вместо того, чтобы молиться сему святому
об избавлении от широко распространившегося в нашем обществе порока,
мы подливаем масла в огонь.
Встречая
Новый год, мы обращаемся назад и видим, что среди нас кого-то
уже недостает — они отошли в блаженную вечность. В силу этого
Новый год — это праздник, когда приходится задумываться о будущем,
о себе, о своем предназначении, о бессмертии. Счастлив человек,
если он пребывает теперь с Богом — ему легче совершить земной
путь, и каждый Новый год приближает его к Вечности.
Это явление
произошло вечером 31 декабря 2002 года в канун гражданского нового
года - по н.ст. Был объявлен новогодний молебен, который должен
был состояться после рядового Богослужения, в храме собрались
прихожане.
Служба же рядовая
- в честь мученика Вонифатия, которому особенно молятся об исцелении
от недуга винопития. В конце службы заметили жидкость, собравшуюся
под стеклом, покрывающем большую икону Спасителя местного ряда,
выполненную во весь рост, - с правой стороны у Царских врат. Капля
точно повторяла очертания ока Иисуса Христа, в первый момент было
похоже на то, как у человека плачущего глаза становятся красными...
Затем из десного ока Спасителя истекла слеза. Когда бывают
случаи мироточения - выделяющаяся жидкость маслянистая,
медленно высыхает. Здесь же в конце утрени слезоточение было наиболее
обильным, а после молебна очи Господа уже приобрели обычный вид
- слезы высыхают быстро...
Остался лишь след,
показывающий траекторию истекшей капли. Вторая капля истекла из
верхней части брады Господа, ниже Его пречистых уст.
Молебен прошел
очень тихо. Обычно подобные молебны имеют некий оттенок торжественности.
Сегодня же даже "Тебе Бога хвалим" свт. Амвросия Медиоланского
звучало грустно.
Когда встречаещься с такими явлениями, невольно задаешь вопрос:
какой они могут иметь смысл, какое - для нас - значение?
Ответ ведает Один
лишь Промыслитель, и открывает Свои тайны лишь тем Своим рабам,
которые стали достойны Его таковой милости: своей верой, смирением,
покорностью воле Божией, которые преуспели в молитве, навыкли в
послушании, стяжали дары Духа Святаго. Мы же, по причине своей греховности,
не имеем должной премудрости и разума, чтобы ведать суды Божии,
смеем ли вдаваться в толкования?
Однако молчать
о сих дивных делах Божиих, свершающихся пред очами нашими - имеем
ли право? Мы вынуждены проповедывать, ибо к сему призваны, не по
нашей воле возложивши на себя крест пастырского служения.
Скажут: "Перед
новым годом заплакал Иисус Христос потому что год будет плохим".
- Такое "толкование" проще всего дать. Однако, справедливо
ли оно? Есть ли такой "праздник" - новый год? Да,
мы совершаем молебены в храмах - ибо Церковь существует а этой стране,
среди этого народа. И если тебя поздравляют, желают всяких благ,
то и в ответ можно того же пожелать. Ведь "успехов в работе
и личной жизни" можно желать ежедневно, не так ли? Еще прибавляют:
"Самое главное: доброе здоровье". А действительно ли это
- главное? Не спасение ли души, не покаяние ли? А к этому
приходим многими скорбями и, если попустит Господь, то и болезнями.
Короче говоря, праздник нового года еще раз являет нам различие
целей Церкви и мира.
Кроме того, как
раз на новогоднем молебне слезоточение прекратилось. Именно на службе
мученику Вонифатию были излиты эти слезы, а после молебна новогоднего
очи Спасителя были сухи.
Поэтому мы более склоняемся к установлению связи слезоточения Спасителя
мира - не с гражданским праздником, а с Церковным и обращаемся к
смыслу подвига святаго мученика Вонифатия:
В
русском народе он известен как целитель от пьянства, почему в
Сказании о святых ему полагается молитва об избавлении от винного
запоя. Такой благодатный дар приписывается св. Вонифатию на том
основании, что, по сказанию Четьи-Минеи, сам он первоначально
страдал недугом пьянства, или, как именно замечает о нем Сказание,-
'в нечистоте валяшеся и пьяница бяше'. Но потом, оставив
свою страсть, 'имене Господня исповедник и страдалец славен
показася'.
Он исповедовал себя Христианином и претерпел
многие муки. Видя силу Христову,
мучитель испугался и повелел тотчас усечь Вонифатия мечом. Святой
обратился к востоку и молился: "Господи, Господи Боже, сподоби
меня милостей Твоих и буди мне помощником, чтобы враг за мои грехи,
в безумии содеянные, не преградил мне пути к небу, но прими с
миром мою душу вместе со святыми мучениками, пролившими за Тебя
кровь и сохранившими веру До конца; стадо же, приобретенное Твоею
честною Кровию, людей Твоих, Христе, близких мне, избавь
от всякого нечестия и языческого заблуждения, ибо Ты благословен
и пребываешь вовеки!" (Как приобщиться
к этой молитве? )
Так помолившись, Вонифатий преклонил голову
под меч и был усечен: из раны его истекли кровь и молоко... Неверные,
числом около 550 человек, видя это чудо, обратились тотчас ко
Христу и, оставив мерзких идолов, присоединились к верным. Такова
была кончина святого Вонифатия, который, отправляясь из дому в
путь, предсказал, шутя, своей госпоже то что действительно доказал
и совершил на деле. ((Выходя из дому, он, как бы в шутку,
спросил у своей госпожи:
- А что будет, если я не найду тела мученика и тебе принесут мое
тело, замученное за Христа, примешь ли ты его тогда с честью?
Аглаида, рассмеявшись, назвала его пьяницей и грешником. ))
В России, находящейся
под скипетром святого Царя-мученика Николая в 1913 году 43% взрослых
людей были трезвенниками. Общество трезвости возглавлял Сам Император.
В следующем году началась Великая война и Государь ввел сухой закон.Что
же сейчас?
Уже в 1979 году
мужчин-трезвенников осталось всего 0,6%, а женщин - 2,4%. (Это при
том, что в Царской России 90% женщин были трезвенницами). То, что
запила жена, мать, сестра - самое страшное. Если в 80-е годы соотношение
мужчин и женщин, состоящих на учете в наркологических диспансерах,
составляло 10:1, то в 1998-м уже 6:1. Чем это грозит нам, наверное,
ясно всем.
Происходящее в
Росии за последние 30 лет - это как раз то, о чем мечтали наши враги.
В программе Гитлера, в частности, в его книге "Майн кампф" записано:
"Для них, для славян, никакой гигиены, никаких прививок. Только
водка и табак. Ни больницы, ни фельдшеров - ничего не надо" Как мрачно пошутил академик Углов: наливая в стакан вино или водку,
вспомни, что выполняешь план Гитлера...
Особенно если упиваешься
вином в ночь, когда необходимо в посте и молитве готовиться к Причастию
святых Христовых таин, если только желаешь сам избавиться от страшного
недуга или помочь своим близким. Ведь вспомним молитву святаго Вонифатия
перед своей мученической кончиной: "стадо же, приобретенное Твоею
честною Кровию, людей Твоих, Христе, близких мне,
избавь от всякого нечестия и языческого заблуждения" (см.
выше ).
Как приобщиться к этой молитве, как стать близким для мученика?
Только в Таинстве святой Евхаристии: Причастие = делает нас
частью Тела Христова, которое есть Его Церковь, в которой
пребывает и святой мученик Вонифатий, и Пресвятая Дева, дивно спасающая
от недуга пьянства ради молитв перед Ея святою иконою, именуемой "Неупиваемая чаша". Множество у нас помощников в борьбе
с грехом и ныне мы особенно молимся святому страстотерпцу царю-мученику
Николаю, памятуя, как он боролся с "зеленым змием".
Если же мы будем
есть и пить (отнюдь не воду!) после 12-ти ночи, в веселии,
плясках, с фейерверками и страшным губителем - ящиком с иностранными
буквами TV, - причащаться нельзя, да и дойдем ли до храма? Как же
спасется наша многострадальная Родина, пока еще остающаяся Святой
Русью?
Неоднократно с
амвона и в проповеди перед Таинством Исповеди звучали в Православных
храмах призывы не встречать новый год, не упиваться в ту ночь, но
прийти в Церковь и принять Святые Дары. Особенно актуально звучали
эти слова в нашем святом храме, когда произносились у пребывающей
у нас чудотворной иконы святаго Царя-мученика, издающей дивное благоухание
и покрывающейся нерукотворным мvром - прямо на наших глазах. Услышаны
ли были эти призывы? В нашем святом храме, слава Богу, утром 1-го
января был православный люд, необычайно много для этого дня причастников,
служился и водосвятный молебен. Но сколько - не пришедших? Сколько,
быть может, замерзших на таком морозе?
Вот и заплакал
Спас.