
В
воскресенье, 5 марта 2000 года, после тяжелой продолжительной болезни
скончался протоиерей Александр Николаевич Егоров. Его многочисленная
паства молилась в это время о нем в московском храме святого пророка
Божия Илии, в приходе которого отец Александр прослужил Богу и людям
более 48 лет.
Будущий пастырь
родился в Москве 23 августа 1927 года, в православной старомосковской
рабочей семье, крепкой своими устоями, традициями и преданной отеческой
вере. Отец его, Николай Никифорович, проживший долгую и многотрудную
жизнь, работал токарем на заводе "Красный богатырь", расположенном
возле бывшего села Богородского, вошедшего в начале века в городскую
черту. На том же заводе работала и мать, Ольга Ивановна, скончавшаяся
глубокой старицей за несколько месяцев до смерти отца Александра.
Семья
Егоровых жила недалеко от Спасо-Преображенского храма в селе Богородском,
где в свободное от работы время нес алтарное и клиросное послушание
Николай Никифорович, многому научивший своего сына даже в то тяжелое
время господствующего и воинствующего атеизма. Он на дому преподавал
сыну Александру Закон Божий. За усердное служение Святой Церкви
Николай Никифорович был посвящен во чтеца. Духовенство храма оказывало
чтецу Николаю глубокое доверие - он, в частности, непосредственно
помогал сокрытию и сохранению церковных святынь во время разграбления
храмов безбожной властью после 1917 года.
Воспитанный в этой
доброй семье в любви к Богу, молитве, храму и богослужению, будущий
пастырь стал исповедником еще в школе. Однажды во время очередного
медицинского осмотра школьников дети увидели на груди Александра
Егорова нательный крестик. Для советских детей 1930-х годов и периода
"безбожной пятилетки" это было уже за гранью нормального и потому,
смеясь, они усвоили будущему священнику промыслительное прозвище
"поп".
Вспоминая свое детство,
отец Александр писал: "... голосом народа Господь как бы предначертал
мне в дальнейшем путь служения Церкви Христовой, именно в то время,
когда и думать об этом было невозможно".
С началом Великой
Отечественной войны в 1941 году 14-летний Александр Егоров становится
тружеником тыла - работает на заводе "Красный богатырь" и одновременно
продолжает обучение в школе рабочей молодежи. Отец Александр считал,
что завод был для него хорошей школой светской жизни, дал возможность
приобрести специальность и навыки работы, непосредственно познакомиться
с производственной стороной бытия современников, и благодарил Бога
за этот жизненный опыт.
Часто посещая свой
родной Спасо-Преображенский храм в селе Богородском, юноша всегда
стремился помочь приходу. Настоятелем этого храма с 1917 по 1949
годы был замечательный священник - протоиерей Алексий Добросердов.
Он сумел воспитать в своих прихожанах, простых рабочих и работницах
завода "Богатырь", такую любовь к Богу и своему храму, что в 1930-е
годы эти труженики окраинного пролетарского района столицы грудью
стали на защиту своей церкви и добились отмены постановления о закрытии
этого храма, одного из немногих московских храмов, уцелевших от
поругания.
Еще во время войны
будущий пастырь активно содействовал открытию древней церкви Успения
Божией Матери на Городке в Звенигороде, на родине своей матери.
Отец Александр всегда содействовал и благословлял своих чад содействовать
открытию и возрождению новых храмов и монастырей. Многие его духовные
чада трудятся ныне по его благословению на церковной ниве.
На заводе будущий
священнослужитель проработал до 1947 года, когда, успешно выдержав
экзамены, поступил в Московскую Духовную семинарию. Квалифицированного
и добросовестного потомственного рабочего всеми способами пытались
задержать на заводе и не допустить его ухода в МДС. С молитвой и
упованием на Бога, благодаря молитвам, мудрым советам и помощи родных
и близких, а также отца Алексия Добросердова, давшего Александру
Егорову рекомендацию для поступления в МДС, молодым семинаристом
были успешно преодолены все препоны и запугивания (Николай Никифорович
подвергался репрессиям как "церковник", а в те годы это было "пятном"
в биографиях всех его близких родственников) и в 1951 году он успешно
окончил Московскую Духовную семинарию.
Отец Александр всегда
тепло вспоминал о своей семинарской юности, о Священноначалии, наставниках
и собратьях учащихся, о годах возрождения Троице-Сергиевой Лавры.
В Духов день 1951
года настоятелем Богородского храма протоиереем Симеоном Касаткиным
Александр Николаевич Егоров был обвенчан с девицей Ниной Васильевной
Копыловой, с которой прожил всю жизнь, вырастив трех сыновей: Николая,
Сергея и Серафима и дочь Елену, а в последние годы воспитывал внуков.
В годы советской власти дети батюшки реально были поражены в гражданских
правах как члены семьи "служителя культа" и незаметно для всех несли
свой подвиг, помогая служению отца Александра и являя окружающим
пример христианской семьи. Из собственного дома и родных мест семья
Егоровых с ростом Москвы была переселена на самую окраину столицы
- их блочная девятиэтажка стоит у самой кольцевой дороги. Отсюда
батюшка в последние десятилетия постоянно ездил в храм.
19 сентября 1951
года, в день праздника Чуда Архистратига Михаила в Хонех, Высокопреосвященнейший
Макарий, архиепископ Можайский, рукоположил Александра Егорова во
диакона, а 21 сентября, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы,
Святейший Патриарх Алексий I в Богоявленском Патриаршем кафедральном
соборе, что в Елохове, рукоположил диакона Александра во пресвитера
к храму святого пророка Божия Илии, что в Обыденном переулке в Москве.
22
сентября 1951 года по благословению настоятеля храма протоиерея
Александра Толгского отец Александр Егоров совершил свое первое
богослужение в Обыденском храме,
где с того момента трудился до самой кончины.
Центром жизни батюшки
была Божественная литургия, которую он благоговейно и трепетно совершал
несколько раз в неделю, каждый раз молясь так, как будто впервые
переживал Великое Таинство. Проникновенные слова богослужения отец
Александр произносил четко, ясно и тепло, что привлекало и объединяло
молящихся в едином устремлении к Горнему миру.
Служение
отца Александра проходило под Покровом Пресвятой Богородицы, перед
чудотворными образами Которой, именуемыми "Нечаянная
радость", "Казанская" и "Милостивая", он любил молиться. Он
постоянно молитвенно обращался за ходатайством пред Господом к покровителям
храма святому пророку Илии, святым Апостолам Петру и Павлу, святым
праведным Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице, своему Небесному
покровителю святому благоверному князю Александру Невскому и Всероссийским
чудотворцам Преподобным Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому.
Акафистное пение преподобному Серафиму стало
благодаря молитвам батюшки неотъемлемой традицией богослужебной
жизни Ильинского прихода.
Горячие молитвы
и поучительные проповеди и беседы отца Александра глубоко трогали
человеческие души, сердца и умы, способствуя очищению и просвещению
людей светом евангельского учения. Для нескольких поколений москвичей
отец Александр являлся пастырем и наставником, молитвенником и советчиком,
добрым священнослужителем, подающим пример православной веры и надежды,
мудрости и любви.
Просто и трогательно
напутствовал отец Александр в жизнь будущего века знаемых и незнаемых
и поминал их в своих молитвах, бережно сохранял множество собственноручных
поминальных записок своих усопших духовных чад и регулярно, особенно
в родительские дни, вынимал из просфор частицы и молился за всех
поминаемых в записках людей, порой оставаясь в храме после вечерней
службы допоздна.
Отец Александр окормлял
множество людей, воспитав из них верных чад Русской Православной
Церкви. Среди них священнослужители и монашествующие, церковнослужители
и работники церковных учреждений, несущие послушание в Обыденном
храме и в Московской епархии, в России и за ее пределами. Многие
из них по послушанию покинули стены родного Свято-Ильинского Обыденного
храма и трудятся на различных поприщах на благо Церкви и Родины.
Среди них миряне - ;
научные
работники и люди, далекие от науки, инженеры и рабочие, профессора и студенты, военнослужащие и домохозяйки, дети и педагоги, чиновники
и торговые работники, служащие и предприниматели, жители города
и сельской местности, люди разных профессий и занятий... Есть среди
них и преподаватели московских высших Духовных учебных заведений
и почти все преподаватели Обыденской Свято-Ильинской церковноприходской
школы. Батюшка всегда подчеркивал в беседах огромное значение духовного
образования и самообразования, призывал прихожан к духовной учебе.
Для всех у отца
Александра находились слова утешения и любви, всех он готов был
поддержать в трудную минуту и предостеречь от ошибок.
Господь
сподобил батюшку окормлять старинных прихожан Обыденного храма,
прихожан храма Святителя Николая в Кленниках на Маросейке (духовных
чад подвижников XX века - протоиереев
Алексия и Сергия Мечевых), последних монахинь Зачатьевского
монастыря и членов других разоренных приходов и церковных общин.
От них и от старшего
духовенства нашего прихода и города отец Александр узнавал традиционные
особенности приходской московской богослужебной жизни, о которых,
в свою очередь, спешил сообщить молодому духовенству, щедро делясь
с взращиваемой сменой своим ценнейшим богослужебным и жизненным
опытом. Отец Александр являл молодому духовенству и прихожанам личный
пример любви и послушания Священноначалию, пример христианской кротости,
терпения и смирения.
Нет,
пожалуй, дома вокруг Обыденного храма, нет в Москве микрорайона,
больницы или православного кладбища, где бы отец Александр не молился,
выполняя просьбы прихожан, совершая Таинства и требы. Невзирая на
собственную усталость и телесные немощи, незаметно для окружающих
неся в своем чемоданчике "передвижную церковь", отец Александр шел
к труждающимся и страждущим, чтобы исполнить свой священнический
долг - Пастырь добрый душу свою полагает за овцы (Ин. 10,
11).
Отец Александр являлся
одним из старейших членов Приходского собрания Обыденного храма
и активно участвовал во многих делах прихода, был духовником целого
ряда приходских духовно-просветительных и благотворительных учреждений:
действующей с 1990 года воскресной церковноприходской школы для
детей и взрослых, где ныне обучается около 200 человек, учебной
мастерской по пошиву облачений и церковной утвари для новых и восстанавливаемых
храмов, православного лектория о святынях нашего города.
Из
своих духовных дочерей, решивших избрать монашеский путь, отец Александр
организовал сестричество в честь Пресвятой Богородицы и во имя Ее
чудотворной иконы "Милостивая", происходившей из Зачатьевского монастыря,
и благословил сестер трудиться для возрождения обители, укрепляя
и поддерживая их молитвой и советом, благословляя прихожан жертвовать
на возрождение обители, ныне ставшей крупным ставропигиальным монастырем.
Еще
в детстве отец Александр видел Храм Христа Спасителя, собирал о
нем (как и обо всей церковной старой Москве) различные материалы,
которые оказались незаменимыми при восстановлении внутреннего убранства
этого собора и использовались архитекторами, искусствоведами и художниками.
Всемерно содействовал
он и открытию храма преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове -
ближайшего к его местожительству.
Его
деятельнейшее участие и авторитет способствовали также возрождению
звонницы и уставного колокольного звона (запрещенного при советской
власти) в Обыденном Ильинском храме, возвращению приходу конфискованных
после 1917 года строений и их восстановлению и множеству других
приходских дел, в которых он принимал участие по благословению настоятелей
храма.
Отец Александр собирал
документы и хранил в своей памяти множество интересных сведений
по истории храма в Богородском и Обыденного Ильинского храма, часть
из которых опубликована в различных изданиях.
В годы безбожного
лихолетья отец Александр помимо проповеди с церковного амвона и
частных бесед с прихожанами размножал и распространял духовную литературу.
И в 1989 году, когда появилась такая возможность, при деятельнейшем
содействии отца Александра была создана церковноприходская библиотека,
одна из крупнейших в Москве, насчитывающая в своих фондах около
12 тысяч изданий и обслуживающая около 1200 читателей, среди которых
около 100 преподавателей, выпускников и студентов высших Духовных
учебных заведений. Много лет при библиотеке осуществляется льготная
подписка на православные периодические издания, услугами которой
пользуются около 150 прихожан.
Всемерно
содействуя паломническим поездкам прихожан к святыням России и зарубежья,
отец Александр, несмотря на свой почтенный возраст и недуги, сам
неоднократно возглавлял паломничества своих духовных чад. Последнюю
поездку батюшка совершил незадолго до своей болезни - в конце 1998
года он, единственный раз в жизни выехав за границу, поклонился
Святой Земле, молился у Гроба Господня, в Вифлееме,
в пещере покровителя Обыденного храма святого пророка Божия Илии
и многих других святых местах Палестины.
Отец Александр мудро
и деятельно реагировал на все заметные явления церковной и общественной
жизни, бережно хранил и с непоколебимой твердостью защищал от посягательств
православные вероучительные истины и традиции Русской Православной
Церкви, в верности и преданности им воспитывал своих духовных чад.
Протоиерей Александр
Егоров являл собой пример соединения христианской веры и благочестия
с активной гражданской позицией верного сына своей Родины и народа,
защитника обездоленных и помощника действительно нуждающимся.
За усердные труды
на благо Святой Церкви Предстоятели Русской Православной Церкви
неоднократно удостаивали отца Александра высоких церковных наград.
Свою первую богослужебную награду - право ношения набедренника -
отец Александр получил ко дню Святой Пасхи в 1955 году, а последнюю
- право ношения митры - ко дню Святой Пасхи в 1988 году.
Первосвятителями
Русской Церкви, под омофором которых проходило служение протоиерея
Александра Егорова, - Святейшим Патриархом Алексием I (+ 1970),
Святейшим Патриархом Пименом (+ 1990) и ныне окормляющим Русскую
Православную Церковь Святейшим Патриархом Московским и всея Руси
Алексием II - протоиерей Александр Егоров был награжден орденом
святого равноапостольного князя Владимира II степени, орденом Преподобного
Сергия Радонежского II степени, орденом святого благоверного князя
Даниила Московского III степени и тремя Патриаршими грамотами.
Трепетно относился
батюшка к знакам любви и благодарности со стороны прихожан - особенно
он выделял именной наперсный крест, преподнесенный ему от всего
прихода в день тезоименитства и в связи с 45-летием его служения
священником в Свято-Ильинском Обыденном храме. В своем почти полувековом
непрерывном служении в Обыденном храме сам отец Александр видел
милость Божию, заботу Священноначалия и плоды молитв прихожан и
всех духовных чад и близких.
За работу на трудовом
фронте в годы Великой Отечественной войны и многолетний труд на
благо Отечества Правительством нашей страны отец Александр был награжден
государственными наградами.
Несмотря на появившееся
с начала 1999 года недомогание батюшка до лета продолжал служить
и, главное, исповедовать своих многочисленных духовных чад. Последнюю
Божественную литургию отец Александр совершил в день Святой Троицы,
но до самой своей кончины он считал своим долгом нести послушание
клирика Обыденного храма, совершая в больницах и домах своих многочисленных
духовных детей, священнослужителей и мирян, Таинство покаяния. Сам
страдая от телесных недугов, он облегчал людей от страданий духовных.
В периоды пребывания
в больницах и обострения болезни отца Александра прихожане Обыденного
храма организовывали круглосуточное дежурство, а духовенство прихода:
священники, бывшие духовными воспитанниками отца Александра, и другие
клирики, близко знавшие батюшку, регулярно,
а в период усиления недуга и перед кончиной ежедневно приобщали
батюшку Святых Христовых Тайн.
В
период облегчения болезни батюшка особенно радовался, когда его
навещало духовенство, с которым он делился пережитым и благодаря
которому чувствовал свое единство с собратьями. Особенно радостным
для недугующего батюшки было посещение его на дому Патриаршим викарием
архиепископом Истринским Арсением.
По окончании Божественной
литургии, во время которой пришло известие о кончине отца Александра,
настоятель храма Илии Обыденного протоиерей Алексий Лапин со всем
приходом и осиротевшими духовными детьми совершил заупокойную литию.
Срочно собравшиеся к почившему его собратья и духовные чада подготовили
протоиерея Александра к погребению и вместе помолились Господу о
упокоении батюшки в Горних обителях.
6 марта вечером
в Обыденном храме состоялось заупокойное богослужение, совершенное
собором духовенства во главе с благочинным Центрального округа протоиереем
Владимиром Диваковым.
Проститься с усопшим
пастырем приехал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий.
Его Святейшество обратился ко всем собравшимся в храме со Словом
утешения и соболезнования и, отметив значение почти полувекового
труда почившего, напомнил слова тропаря из чина погребения священников,
трогательно напоминающие о необходимости наших молитв о упокоении
души отца Александра: Братие мои возлюбленнии, не забывайте мя,
егда поете Господа, но поминайте и братство, и молите Бога, да упокоит
мя с праведными Господь.
7 марта после заупокойной
Литургии, совершенной протоиереем Владимиром Диваковым с собором
духовенства Москвы, состоялось отпевание почившего отца Александра.
Отпевание совершил архиепископ Истринский Арсений в сослужении 80
священников при большом стечении верующих. Перед отпеванием Владыка
Арсений огласил послание Святейшего Патриарха Алексия с соболезнованиями,
обращенное к матушке Нине Васильевне Егоровой, настоятелю, Приходскому
совету и собранию, клиру и прихожанам Ильинского Обыденного храма,
родным и близким погребаемого батюшки. Говоря о большом жизненном
пути и заслугах почившего, Святейший Патриарх, в частности, отметил,
что "за годы служения отец Александр немало потрудился во славу
Божию и на благо нашей Святой Церкви, снискал любовь и уважение
своей многочисленной паствы... был известным духовником Москвы...
щедро делился своим многолетним пастырским опытом с молодым духовенством".
В проникновенном
слове о значении болезни в жизни христианина и последних месяцах
жизни почившего усердного служителя алтаря Господня, призвав всех
сугубо помолиться за чином отпевания, Владыка Арсений сказал: "Когда
будем давать последнее целование, должны помнить, что мы провожаем
своего рода реликвию Обыденного храма - человека, помнившего предания,
особенности и традиции этого прихода. Надеемся, что его преемники
в духовном звании, которые совершают здесь свое служение, продолжат
те добрые порядки, которые существовали в этом святом храме ранее".
Слова прощания над
гробом отца Александра произнесли: от имени прихода - настоятель
храма протоиерей Алексий Лапин, от имени московского духовенства
- протоиерей Николай Важнов, старший священник Зачатьевского женского
монастыря, которые много лет прослужили вместе с отцом Александром
в Обыденном храме. После прощания всех молившихся с отцом Александром
гроб с телом почившего по традиции был обнесен духовенством вокруг
храма, по совершении литии траурный кортеж направился на кладбище.
Похоронен отец Александр Егоров в Москве на Введенском (Немецком)
кладбище, в ограде могилы своей духовной дочери монахини Марии (Тимофеевой),
бывшей духовной дочери протоиерея
Алексия Мечева, поблизости от могилы самого старца Алексия,
одним из духовных наследников и преемников которого и был почивший
протоиерей Александр Егоров.
Упокой, Господи,
душу усопшего верного раба Твоего!