История Храма ШколаФотоальбомНаш адресБиблиотека † Видеозал † 
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

Вознесение Господне

Тропарь Вознесению Господню:
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, / радость сотворивый учеником / обетованием Святаго Духа, / извещенным им бывшим благословением, / яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Величание Вознесению Господню:
Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и почитаем Еже на небеса, / с Пречистою Твоею плотию, / Божественное Вознесение.

    Этот праздник празднуется в 40-й день по Пасхе, который всегда приходится в четверток 6-й недели. Свое название он получил от воспоминаемого и прославляемого в этот день события Вознесения Господа нашего Иисуса Христа по плоти на небо (Мк. XVI, 9-20; Лук. XXIV, 36-53; Деян. I, 4-12). В последний день Своего видимого пребывания на земле Господь Иисус Христос, явившись собравшимся всем вместе апостолам и заповедав им не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного им сошествия Святого Духа, "вывел их вон из города (Иерусалима) до Вифании", на гору Елеонскую, во время пути беседуя с ними об устроении Своей Церкви на земле. По объяснению преосвящ. Филарета, митр. Московского, гора Елеонская избрана Господом местом вознесения, как можно думать, потому, что и прежде она была у Него избранным местом, которое освятил Он многократным Своим пребыванием и молением, особенно же потому, что здесь начались Его спасительные для нас страдания, равною смерти скорбью душевною и многотрудною молитвою, простертою до произлияния кровавого пота.

    На вершине горы Елеонской Господь, разъясняя свв. апостолам, в чем должно состоять их назначение, сказал им: "Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли". Сказавши это, Спаситель поднял Свои Божественные руки и благословил Своих учеников. "И бысть егда благословляше их, отступи от них, и возношашеся на небо". Апостолы благоговейно поклонились благословлявшему их Господу и с трепетным изумлением смотрели, как Он возносился на небо, пока, наконец, облако скрыло Его от взоров их. Но Господь не умедлил утешить учеников Своих в столь неожиданном и прискорбном для них разлучении. Тотчас явились апостолам два мужа в белых одеждах. Это были ангелы, которых вознесшийся Спаситель, как Господь и Владыка ангелов, послал на землю к апостолам. Ангелы сказали им: "Мужие Галилейстии, что стоите зряще на небо? Сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, им же образом видесте Его идуща на небо". Услышав от ангелов столь утешительную весть, апостолы, преисполненные глубочайшей радости, оставили Елеон и возвратились в Иерусалим. Столь славно было видимое вознесение Иисуса Христа на небо, о котором повествуют нам Божественные ученики Его, но гораздо славнее было дальнейшее невидимое восхождение Его к Отцу Своему, в вечное Божественное царство, как это и изображается в церковных песнопениях настоящего дня, сообразно с предсказанием ветхозаветных пророков. Возносившегося Господа ангелы с трубным гласом встречали и сопровождали (Пс. ХLV1, 6). Дух Святой повелевал Небесным Силам отверзть Искупителю врата вечного царства славы: "возмите врата, князи (верхи) ваша, возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы" (Пс. XXIII, 7). И Спаситель наш, "восшед на небеса, отонудуже и сошел", как Сын Божий, Единосущный Богу Отцу, восприял ту Божественную славу, которую имел у Отца прежде бытия мира; восшел на небеса, как Сын Человеческий, превознесши в лице Своем человечество "превыше всякаго начальства и власти, и силы, и господства" (Ефес. I, 21). Сам Бог Отец с любовью ожидал и принял к Себе возлюбленного Сына Своего, Богочеловека Иисуса Христа, Которого и посадил одесную Себя, как это было изображено еще в Ветхом Завете св. псалмопевцем: "Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих" (Пс. 109, 1; Рим. VIII, 34; Евр. VIII, 1). Таким образом, Спаситель наш не только вознесся на небо, но и воссел одесную Бога Отца, т. е. как Богочеловек и Искупитель мира, восприял и по человеческому естеству всю власть, величие и славу, которые принадлежат Ему по Божеству, как и Сам он, по воскресении Своем, сказал апостолам: "Дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли" (Мф. XXVIII, 18).

    По своему значению праздник Вознесения Господня есть великий, так как удостоверяет нас в исполнении Божественного домостроительства о спасении человека и всего мира и о высочайшем прославлении человеческого естества, которое в лице Иисуса Христа вознесено выше светоносных духов и спосаждено на престоле Божественной славы; а это уверяет всех нас в том, что отныне для земнородных открыт вход на небо, куда Предтечею за нас вошел Иисус (Евр. VI, 20) и куда по Его небошественной стезе восходят все истинные его последователи. Вместе с этим "настоящее празднество, как говорит блаж. Августин, являет нам в Иисусе Христе таинство человека и Бога", свидетельствуя о нераздельном и неслиянном соединении Божества и человечества в лице Иисуса Христа, "вознесшагося по двою существу". В Богослужении этого праздника хотя и изображаются грустные размышления, в которые первоначально были погружены апостолы, оставшись сирыми, но преимущественно оно проникнуто высоким чувством радости; ибо, как учит св. Иоанн Златоуст, "ныне люди уподобились ангелам, человеки соединились с бесплотными, и из сего сродства произошел великий союз; Господь всех, восшедши на небо, примирил с Отцом Своим род человеческий; мы, кои, по-видимому, были недостойны земли, ныне вознесены на небо с самым естеством своим; и природа, от которой херувимы охраняли рай, ныне сама восседит на херувимах". Вот почему и св. Церковь в песнопениях этого дня, призывая верующих воспеть победную песнь Господу, вознесшемуся и спосадившему нас одесную Отца, восклицает: "Земля ликует, радуется и небо вознесением днесь Творца твари"; "Мир весь празднует видимый и невидимый: в радости ангелы ликуют, и человецы, славословяще непрестанно вознесение". Призывая чад своих к радости о вознесении Господа, св. Церковь вместе с тем, сообразно со словами ангелов, сказанными по вознесении Господа апостолам (Деян. I, 11), в своих песнопениях этого дня напоминает нам и о втором пришествии, усиливая этим побуждение нас возводить "на высоту очеса и мысли", устремлять взоры, "вкупе и чувства на небесныя врата смертии" и умолять Господа, дабы Он "пощадил души наша, прегрешений оставление даруя".

    Установление праздника Вознесения несомненно восходит к самой глубокой древности. Кроме важности воспоминаемого в этот праздник события, за глубокую древность его говорят и положительные свидельства древности. Так, уже апостольские постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе. Св. Иоанн Златоуст называет этот праздник важнейшим и великим и относит его к разряду праздников, несомненно установленных апостолами, - Пасхи и Пятидесятницы. Блаж. Августин тоже называет его праздником древнейшим и повсеместным. Праздник Вознесения Господня - двунадесятый; он празднуется (вместе с предпразднеством, попразднеством и отданием) 9 дней.

Источник: Сибирская православная газета

В начало

Вознесенье Господне

    Прошли радостные и светлые дни Пасхи Христовой. Прекратилась победная песнь божественному восстанию Спасителя. И ныне воскресший Господь оставляет Своей плотью землю и возносится на небо. Св. евангелисты повествуют, что воскресший Господь неоднократно и в разных местах являлся Своим ученикам, тем, кто Его искренне любил, был близок душой к Нему, и беседовал с ними. Сегодня св. Апостолы собрались в Иерусалиме на последнюю встречу со своим Божественным Наставником. Многолюдный город погрузился в свою обычную житейскую суету. Видимо, он удовлетворился ложной вестью, что Христос не воскрес, а скрыт учениками, ибо смерть не отдает тех, кого поглотила. Книжники и фарисеи, распинатели Христа, постарались забыть слова псалмопевца Давида, что "врата смерти" "во власти Господа Вседержителя" (Пс. 67, 21). Забыли и то, что предсказывал Господь устами прор. Осии, задолго до Своего пришествия на землю: "0т власти ада Я искуплю..., от смерти избавлю... Смерть! Где же твое жало? Ад! Где твоя победа?" (Ос. 13, 14). С совершенно иным духовным устроением собрались в скромной горнице св. Апостолы: их помыслы сосредоточились на ожидании своего Учителя. И вот вдруг среди них стал "Сам Иисус... и сказал им: мир вам" (Лк. 24, 36). Началась последняя беседа... Чем характерны бывают такие беседы? - Тем, что в них обычно подводится итог прожитому и даются наставления, благословения тем, кто будет продолжать жить и трудиться. Так поступил и Господь: Он воспроизвел перед учениками длинный ряд ветхозаветных пророчеств о Нем, показал их исполнение в Его жизни, страданиях, воскресении и сказал, что отныне должно возвещаться "во имя Его" покаяние и прощение грехов "во всех народах". "Вы же, - продолжил Он, - свидетели сему" (Лк. 24, 44-48)... Приближался час прощанья. Божественный Учитель вывел Своих учеников из города и повел к Вифании на Елеонскую гору. Сюда, в дни Своего земного подвига, Спаситель любил восходить для уединенной молитвы. А теперь Он идет сюда с Апостолами, чтобы на этом же месте расстаться с ними. Господь оставляет им последнее завещание никуда не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного Духа Святого, Который скоро сойдет на них и пребудет в Церкви до скончания века, будет укреплять, утешать и спасать всех, кто, внимая гласу Апостолов и их преемников - священнослужителей, пойдет за Христом Спасителем. Речь Господа закончилась. Он поднял Свои руки, благословил учеников и, продолжая благословлять, поднялся в небесную высоту (Лк. 24, 49-51). Ученики с грустью смотрели на Возносящегося. Облако уже "взяло Его из вида их" (Деян. 1, 9), а они продолжали грустить и смотреть. Но вот являются им два Ангела и возвещают им радостную весть: "Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Деян. 1, 11). Это явление и эта весть весьма утешили св. Апостолов, ибо они воочию убедились, что продолжают оставаться под тем же, особенным, покровом и попечением Божиим, каким пользовались при жизни Учителя, что Вознесшийся на небо не был один, когда благословлял их и отдалялся от них, а что здесь же было множество иных невидимых зрителей таинства домостроительства нашего спасения и что эти зрители будут участниками и помощниками в их предстоящем подвиге. Поэтому-то они, пережив минуты грусти, как повествует св. Евангелист, "возвратились в Иерусалим с великой радостью" (Лк. 24, 52). Так преславно закончилось земное служение нашего Спасителя. Он совершил все, что необходимо было для нашего спасения: открыл тайны Царствия Божия, разрушил узы зла, победил смерть, даровал возможность жизни вечной. И теперь Он восходит в вечную славу, туда, где был вечно. Туда, на небо, в место селения нашего Спасителя, и мы, дорогие отцы, братья и сестры, должны устремлять свой ум и сердце, если мы считаем себя верными Его учениками и последователями. Наше вечное отечество там, куда взошел Господь наш Иисус Христос со Своей прославленной плотью. Своим вознесением Он ясно указал нам, что мы должны жить здесь на земле для неба, устроять свою жизнь так, чтобы она была шествием к небу. А для этого нужно как можно больше, чаще думать о небе. Все начинается у нас с мыслей. Если наша мысль долго и постоянно занята каким-либо предметом, то этот предмет становится нам все ближе и ближе, все глубже и глубже входит он в нашу душу и заполняет ее собой: им мы радуемся, живем, о нем говорим. Точно так бывает с человеком и тогда, когда он часто возносится своей мыслью на небо: он постепенно отрывается от всего греховного, возвышается над ним и становится легким на совершение добра - становится небесным. "Мудрствовать горняя, - размышляет св. митрополит Московский Филарет, - это значит горнего, т.е. небесного, или иначе духовного и божественного, желать, о небесном думать, небесное делать, или, по изречению Евангельскому, делать дела Божии, небесное иметь в намерении, в небесном полагать блаженство"." Уже из сказанного следует, - но и еще подчеркнем, что мысль о небе, о вечности вовсе не требует полного отрыва от наших земных дел. Мы существа не духовные, а духовно-телесные. И пока живем в теле, мы несем на себе определенные обязанности семейные, общественные. Но все это мы должны исполнять под знаком вечности, с мыслью о небе, с верой и надеждой на Бога, а потому - с полной отдачей своих сил, без ропота, без зависти и, тем более, без клеветы. Вечность достигается человеком только через земной подвиг - через подвиг молитвы, совершения добра, через служение Богу и людям. Мысль о небе в жизни истинного христианина - это великая духовная сила, помогающая ему и зовущая его полагать уже здесь, на земле, начало райской жизни с ее благами и радостями. Зная, что за всякое дело нужно будет дать ответ в вечности перед судом Божиим, он старается не допускать какого-либо проступка, нарушающего волю Божию или причиняющего вред ближнему - образу Божию. Если мы так будем думать и жить, то удостоимся взойти на небо, "куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека" (Евр. 6, 20). Обратим же свой ум и сердце к небу, вступим на путь ко Спасителю, пока Он благословляет нас с Елеонской горы и зовет в обители Своего Небесного Отца! Вознесшийся на небо, Христе Боже наш, вразуми нас Своей благодатью и направь нас к Твоему Небесному Царствию! Аминь.

К.Е.Скурат

В начало

История Храма ШколаФотоальбомНаш адресБиблиотека † Видеозал † 
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

Каталог Православное Христианство.Ру Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU